Любое автотранспортное происшествие, даже незначительное, может в итоге обернуться существенными проблемами и хлопотами для водителя. Так, автовладелец может столкнуться с нежеланием страховщика компенсировать полную стоимость восстановительного ремонта или даже сам несправедливо оказаться виновником ДТП.
Правовые споры при транспортно-дорожных происшествиях во многом связаны и с тем, что обстоятельства ДТП зачастую бывает довольно сложно установить. К тому же недобросовестные страховщики, как показывает судебная практика, нередко пытаются избежать выплаты компенсации или существенно снизить размер полагающегося страхового возмещения. В подобных ситуациях участникам ДТП может потребоваться независимая транспортно-трасологическая экспертиза, позволяющая наиболее точно установить обстоятельства конкретного автопроисшествия и разрешить возникший правовой спор.
Задачи экспертного исследования
Судебная транспортно-трасологическая экспертиза может проводиться в целях выявления обстоятельств произошедшего, а также установления конкретного объекта, ставшего причиной появления изучаемых следов. Перечень задач, поставленных перед экспертом, и применяемых им экспертных методик при этом может довольно сильно варьироваться в зависимости от требований заказчика исследования.
Внесудебная транспортно-трасологическая экспертиза чаще всего направлена исключительно на изучение следов, возникающих в результате автотранспортного происшествия. Проводимый анализ следов ДТП обычно позволяет получить все требуемые сведения для установления обстоятельств произошедшего, в том числе и относительно виновника аварии.
Так, транспортно-трасологическая экспертиза может быть назначена, чтобы точно ответить на вопросы относительно обстоятельств произошедшего ДТП и достоверно установить следующие факты:
- наличие следов столкновения на автотранспорте;
- технические характеристики авто на момент проведения экспертного трасологического исследования;
- характер и причину выявленных на автомобиле повреждений;
- механизмы образования следов;
- наличие дефектов и неисправностей исследуемого объекта до момента столкновения.
Основной задачей транспортно-трасологической экспертизы выступает достоверное установление причинно-следственных механизмов и связей произошедшего ДТП.
В ходе транспортно-трасологической экспертизы специалист производит тщательный осмотр автотранспорта, обеспечивая системность и комплексность изучения следов. Во время осмотра авто производится документальная фиксация.
Вопросы транспортно-трасологической экспертизы
Перед специалистом, выполняющим транспортно-трасологическую экспертизу, могут ставиться следующие вопросы:
- Возможно ли, что представленные следы возникли в результате взаимодействия с исследуемым автотранспортом?
- Выявленные на авто повреждения появились в результате столкновения объекта с легковым либо грузовым автотранспортным средством?
- На какую часть исследуемого автотранспорта при ДТП пришёлся основной удар? Какие элементы автомобиля пострадали больше всего?
- Есть ли причинно-следственная связь между выявленными повреждениями и произошедшим конкретным автопроисшествием?
- Являются ли элементы, найденные в месте автопроисшествия, деталями исследуемого автотранспортного средства?
- Какие разновидности (модели) авто могут иметь элементы с такими характеристиками (формой, габаритами и т. п.)?
- Есть ли основания считать, что автомобиль, оставивший исследуемые следы, находился в неисправном состоянии или имел до совершения ДТП дисбаланс колёс?
- Каковы механизмы образования повреждений? Они возникли в результате удара? Скольжения?
- Под каким углом происходил контакт автомобилей?
- В каком направлении и по какой траектории происходило движение автотранспорта в момент совершения ДТП? Каков был характер и скорость движения объектов до автопроисшествия?
- Какая скорость была у участников ДТП в момент совершения дорожного происшествия?
- У кого из участников аварии была выше скорость в момент столкновения?
- Происходила ли смена расположения автотранспортных средств после автопроисшествия?
- Где располагались автотранспортные средства участников ДТП в определённый момент времени: в момент столкновения, до столкновения (к примеру, за 1 минуту до столкновения) или после него?
- Как можно охарактеризовать состояние автотранспорта в момент автопроисшествия? Находилось ли авто в тот момент в движении либо состоянии покоя?
- Возникли ли выявленные повреждения (дефекты) на исследуемом элементе автотранспорта вследствие произошедшего автопроисшествия? Какова вероятность того, что обнаруженные дефекты возникли еще до совершения ДТП?
- Могли ли выявленные дефекты, к примеру на колесе, стать основной причиной автопроисшествия?
Материалы для проведения исследования
Чтобы провести комплексное и всестороннее экспертное исследование, специалисту требуются определенные сведения и материалы. Предварительно изучив обстоятельства конкретного дела и поставленные перед ним вопросы, эксперт, проводящий транспортно-трасологическую экспертизу, может потребовать от заказчика представления следующих документов, сведений и материалов:
- протокол осмотра места происшествия ДТП;
- модель участка автопроисшествия;
- результаты фото- и видеофиксации с места дорожного происшествия;
- информацию об автотранспортных средствах, принявших участие в автопроисшествии;
- сведения об итогах анализа технического состояния авто;
- письменные объяснения участников и свидетелей ДТП;
- иные материалы и сведения по запросу эксперта.
Конкретные перечень материалов, необходимых к представлению, индивидуален в каждой произошедшей ситуации, когда проводится транспортно-трасологическая экспертиза. В отдельных случаях специалисту для проведения всестороннего и объективного исследования может потребоваться довольно обширный перечень документов и сведений. А в других ситуациях, наоборот, эксперту будет достаточно представить только качественные фотографии или видеоматериалы с места аварии. Более подробно о точном перечне материалов можно уточнить у специалистов экспертной компании, которая будет заниматься проведением транспортно-трасологической экспертизы.
В отдельных случаях, при недостаточном объеме представленной заказчиком информации, специалисты не могут сделать исчерпывающие выводы. Поэтому одна из главных задач заказчика, заинтересованного в проведении наиболее полного и всестороннего трасологического исследования, — представить все материалы, которые затребованы специалистом до начала экспертизы, а также в ходе проведения исследовательской деятельности.
Заключение эксперта
Итогом проведения экспертного исследования становится письменное заключение специалиста, имеющее доказательственное значение. В наиболее сложных ситуациях, когда требуются специфические знания нескольких специалистов, заключение составляется экспертной комиссией.
Заключение, выдаваемое экспертом после проведения транспортно-трасологической экспертизы, может представляться в контролирующие органы, страховые компании и суды в качестве доказательства.