Независимая оценка автотранспорта после ДТП

Еще недавно автовладельцы, попавшие в ДТП, сталкивались с проблемой получения возмещения своего ущерба в полном объеме даже при судебных разбирательствах. Судьи, рассматривающие подобные исковые требования, исходили из позиции, что расчет суммы восстановительного ремонта пострадавшего в ДТП автотранспорта выполняется на основе Единой нормативной методики. Данная методика предполагает рассчитывать причинённый автотранспортный ущерб, учитывая износ деталей машины и автозапчастей.

Из-за такой судебной позиции на практике разница между суммой фактического ущерба и страховой компенсацией могла составлять иногда десятки тысяч рублей. Так, если возраст автотранспортного средства был, например, больше 5 лет, то при расчете размера восстановления поврежденных запчастей с учетом износа получалась гораздо меньшая сумма, чем автовладельцу приходилось платить за эти запчасти в реальности по рыночным ценам. При этом восстановительные и ремонтные работы возмещались в полном объеме, поскольку на них износ деталей, по методике расчета, никак не распространяется.

В результате вышеописанного в правоприменительной практике возникала парадоксальная ситуация, когда автостраховка должна была, по закону, покрывать имущественный ущерб, но фактически его часто не покрывала из-за учета износа автозапчастей. Это одновременно противоречило и нормам действующего Гражданского кодекса, регламентирующего деликтные обязательства лица, причинившего вред. Так, согласно ГК РФ, лицо, понесшее убытки из-за повреждения его имущества (в частности, автомобиля) третьими лицами, вправе рассчитывать на полное восстановление нарушенных виновником ДТП прав.

Законодательные и правоприменительные противоречия были устранены в 2017 году после принятия постановления российским Конституционным судом. В этом постановлении Конституционный суд разъяснил нижестоящим судебным инстанциям, что при применении закона об обязательном автостраховании не должно происходить уменьшение размеров возмещения ущерба, на которые может претендовать потерпевшее лицо, исходя из общих регламентов действующего гражданского законодательства. Поэтому пострадавший в случае получения страхового возмещения, не покрывающего стоимость восстановительного ремонта его автотранспорта, вправе взыскать получившуюся финансовую разницу в судебном порядке с виновника аварии.

Из рассматриваемого постановления также следует, что хоть и расчёт страховой компенсации с учётом износа по Единой расчетной методике корректен по закону, пострадавший все же может получить возмещение ущерба в полном объеме. Для этого ему требуется обратиться с соответствующим требованием напрямую к виновнику автопроисшествия.

Отметим, что взыскание разницы между страховой выплатой с учетом износа и реальным размером ущерба с виновника ДТП при отсутствии соответствующего соглашения обеих сторон происходит в судебном порядке. При этом часто требуется объективная оценка ущерба после ДТП и предоставление истцом других доказательств для обоснования своих требований. При несогласии ответчика, виновного в случившемся автопроисшествии, с заявленными истцом требованиями, также может назначаться судебная экспертиза, направленная на получение объективных оценочных данных.

Как происходит возмещение при европротоколе

Ситуация с оформлением европротокола является исключением из вышеописанных правил. Последние применяются лишь в случае оформления аварии с участием инспекторов ГИБДД. А использование европротокола автоматически подразумевает согласие сторон автопроисшествия с определёнными правилами, действующими в отношении возмещения ущерба. В частности, потерпевшее лицо при подписании рассматриваемого документа официально выражает свое согласие на возмещение убытков в рамках указанной страховой суммы. Соответственно, он уже не сможет впоследствии взыскать ни со страховщика, ни с виновника ДТП разницу ущерба с износом и без износа автодеталей.

Процедура взыскания

Чтобы взыскать разницу финансовых средств с виновника аварии, пострадавшему лицу, получившему возмещение от страховщика с учетом износа автодеталей, потребуются доказательства, обосновывающие размер заявляемых требований. Для этого ему необходимо представить акты расчета страховщика либо заказать независимую оценку в специализированной компании. Как показывает практика, автотехническая экспертиза позволяет провести более точную и объективную оценку в сравнении с расчетами страховой компании.

После получения оценочного расчета пострадавшему лицу следует подать досудебные претензии. Если оценка показала, что выплаченная страховщиком сумма с учетом износа автозапчастей занижена в сравнении с данными объективного оценивания, то претензия может предварительно направляться в адрес страховой компании. Возможно также одновременное направление досудебных претензий и страховщику, и виновнику автопроисшествия. В последнем случае речь идет уже о взыскании с виновного лица разницы между оценочным размером ущерба без учёта износа и аналогичным результатом оценки уже с учётом износа.

В случае отказа получателей претензии в удовлетворении требований пострадавшего при ДТП гражданина в досудебном порядке, он вправе обращаться в судебные инстанции с соответствующим исковым требованием. При наличии претензий истца и к страховой компании, и к виновнику ДТП, можно подать единый иск с указанием на обоих ответчиков и с просьбой к суду определить надлежащего ответчика по делу и соответчика.

Экспертно-оценочная компания "Альтернатива" проводит независимую оценку автотранспорта, пострадавшего в ДТП. В том числе, наши оценщики определяют стоимость восстановительного ремонта автотранспорта для последующего взыскания с виновника происшествия ущерба сверх выплаченной суммы страховой компенсации без учтенного износа автодеталей и запчастей. Оценка проводится опытными специалистами, обеспечивающими точность и объективность оценочных результатов, а также минимальные сроки выполнения экспертно-оценочных работ.

12.11.2019 г.